Первая глиняная посуда появилась в позднейшую эпоху каменного века, практически повсеместно, где только жили люди. Кто первый обратил внимание, что после того, как глина побывала в огне, посуда стала прочной и не пропускала воду – неизвестно, но этот момент стал толчком к развитию керамики.
Японская фарфоровая посуда и ее история
Японская керамика появилась примерно в то же время что и китайская. Но производство фарфора началось на много веков позднее. Главным образом потому что секрет китайского фарфора тщательно охранялся. Но еще и потому, что не было подходящего сырья для начала выпуска. В конце шестнадцатого века Сегун Хидейоши несколько раз целенаправленно нападал на Корею, ту местность, которая славилась искусными гончарами. С захваченными в плен мастерами поступили милостиво, большинство устроились на севере Кюсю. Вскоре одним корейцем из поселка Арита, было найдено месторождение глиняных залежей, богатых каолином – основной составляющей для производства.
Первый фарфор
Уже к началу семнадцатого века, в п. Арита началось производство керамических изделий, сходных по качеству с китайским фарфором. Для украшения художники использовали кобальтовую краску в технике подглазурной росписи, поэтому посуду той эпохи сложно отличить от китайской.
Выпуск фарфора имари (название произошло от морского порта, через который шел экспорт изделий — блюд, сервизов и отдельных тарелок) в Японии, развивался и совершенствовался быстрыми темпами. Вначале это была имитация китайских и корейских изделий — бело-синий фарфор Ко-Имари (старый Имари).
Затем мастера все больше стремились создать посуду в национальной технике. Был создан фарфор Ао-Кутани, для него характерны цвета – зеленый (Кутани), в сочетании с черным, белым, желтым, синим и красно-фиолетовым.
На протяжении веков менялся стиль, к девятнадцатому веку фарфор Кутани стал преимущественно белого цвета, изделия были тонкими, с прочным черепком.
На острове Хирадо обосновалась еще одна община корейских ремесленников, которые выпускали фарфор Хирадо – предметы и посуду в технике Карацу, рисунок окисью железа покрытый прозрачной глазурью. В восемнадцатом веке еще один корейский мастер нашел каолин в местечке Микавачи. Правитель был очень доволен и поддержал развитие мастерских. И гончары получили возможность, не заботясь о средствах, развивать выпуск посуды, постоянно совершенствуя качество. К концу века японский фарфор уже славился прекрасным декором, рельефными украшениями и отменным качеством.
Начало экспорта
Слухи о фарфоре из местечка Арита дошли до Европы от голландских купцов, которые давно торговали с Японией. И контрабандой стали отправлять драгоценные изделия на родину. Особый интерес купцов вызвал фарфор из Японии, когда в Китае началась Гражданская война. Голландцы основали представительство в Нагасаки и полностью заменили китайскую посуду японской.
К девятнадцатому веку, японский фарфор уже успешно конкурировал с китайским. Некоторые ремесленники подражали китайцам – на изделиях изображали драконов. Другие развивали свой, самобытный стиль. Третьи работали по заказам европейцев и рисовали на тарелках кентавров, голландские корабли. Делали посуду в европейской манере — соусники, молочники, бутылки и кувшины. За рубежом стали считать, что посуда из японского фарфора намного превосходит китайскую. Спрос на фарфор развивал производство, художники стали ориентироваться на европейский вкус.
После Реставрации Мэйдзи
Значение реставрации Мейдзи для Японии, было таким же, как и политика Петра I для России. Был взят курс на европеизацию всех слоев японского общества. Японцы изо всех сил пытались доказать европейцам, что они не варварский, отсталый народ, а просвещенное общество, с которым выгодно сотрудничать. Кимоно были убраны «с глаз долой», чиновники переоделись в строгие сюртуки и шляпы, косички – обычная мужская прическа, нещадно срезались под угрозой увольнения. Мальчишки бегали и распевали веселую песенку о японской стриженой голове, по которой, если щелкнуть, то «можно услышать легких звон светлого прогресса». Признаком особой культурности было мясо, в изобилии подававшееся на европейской столовой посуде. До той поры обычными национальными блюдами служили овощи, рис и морепродукты.
Естественно, что новые веяния захватили и производство посуды. В Японии всегда была развита клановая система. Когда впал в немилость клан Набесима, покровительствующий гончарам огромной области, фарфористы оказались в сложной ситуации. Некоторые мастерские пришли в упадок, другие, наоборот, стали успешнее развиваться. Работники больше не были привязаны «к одной печи» — к определенной территории, которую контролировал какой-то клан. И некоторые из них, не связанные правилами, стали создавать настоящие шедевры.
Круглые блюда, чаши для саке, курительницы – ушли в прошлое. В моде был европейский стиль фарфора, и мастера стали в огромных количествах производить чайные и кофейные сервизы с молочниками, салатники, чайные пары и супницы. Некоторые еще расписывались в стиле Набесима, другие, как керамисты Сацума, стали экспериментировать. Их посуда вывозилась в больших количествах за границу.
Впервые появился японский костяной фарфор. Его технологию привезли из Англии. Японцы развили и дополнили методику производства, и воздушная посуда сливочного оттенка стала появляться на столах аристократов.
Разновидности фарфора в Японии
Набэсима – очень редкий антиквариат. Его делали только для самого клана и подарков императору и фаворитам. Серовато-белый фон, рисунок — чаще разноцветные листья, деревья и цветы. Изделия не клеймили.
Фарфор Арита – для него характерны китайские узоры, но в другом, японском стиле. Фон заполнял сложный рисунок. Вазы и кувшины отличались грубоватостью, глазурь была слегка неровной, внизу сосудов – небольшой валик, а к донышку часто прилипали кусочки гравия, оставшиеся от обжига.
Имари – отличался яркой росписью темно-синими и пурпурными красками. К ним добавляли чаще — золото, зеленый, желтый, реже – фиолетовый и бирюзу. Его сразу можно было узнать, он ощущался под рукой как рельеф. Позднее, посуда Имари расписывалась в красных оттенках, этот стиль стал популярным у мастеров Голландии, Англии и даже Китая.
Фарфор Какиэмон – небольших размеров – чайники, чашки, вазы. На молочно-белом фарфоре асимметричный узор разноцветными эмалями. Тарелки расписывались с обеих сторон, иногда с обратной стороны рисунок только намечался – но все равно присутствовал. Этот стиль стали копировать на заводах Чейси, Мейсена, Шантийи и Боу.
Фарфор Сацума – кремовых оттенков посуда, глазурь с мелкими трещинками (кракле) и расписанная яркими красками и золотом. Разного качества и стиля. Основными сюжетами росписи были жанровые и бытовые сценки, пейзажи, животные и цветы. Мастера клеймили свои лучшие работы или ставили подпись, а потом изделие обжигали. Сацумский фарфор шел в основном на экспорт.
Кинкозан — похож на сацумский стиль, но его роспись можно отличить по вставкам с бытовыми сценками, обильной, отслаивающейся позолотой, по подписи художника. Чаще мастера Кинкозан, выпускали декоративные сосуды, вазы для благовоний или цветов.
Фарфор Кутани – очень тонкий. Шел на экспорт. Основные тона эмалевой надглазурной росписи – красно-рыжие, с вкраплениями черного, синего, серого или золота. Сюжеты, чаще пейзажи с фигурками, цветы, деревья и птицы.
Хирадо – в большинстве статуэтки животных, рыб, детей, драконов. Посуда расписывалась сложным геометрическим орнаментом, пейзажами, растениями. Перфорированные вазы широко известны ценителям.
Фарфор Такито
Прозрачный молочный фарфор начали выпускать с девятнадцатого века, по английской технологии. В массу стали добавлять 30 % костного пепла. Благодаря чему материал приобрел сливочный цвет, легкость, тонкость яичной скорлупы, и потрясающую прочность. Настоящий фарфор Японии имеет международный статус и знак Bone chine (костяной фарфор) или Fine bone china (тонкий костяной фарфор). Эти знаки показывают, что костей в изделиях содержится не менее 35%. Тakito известен и популярен во всем мире, а посуда считается произведением искусства и занимает достойные места в мировых коллекциях.
Фарфор Наруми
Элитный костяной фарфор этой мануфактуры начал выпускаться в 1911 году, по британским технологиям. Новые хозяева «печи» — гончарной области, решили производить посуду по европейским стандартам. По английским технологиям. Доля костей животных в фарфоровой массе, составляла 30% — 35%. Мастера Наруми решили ее увеличить до 47%, от этого фарфор приобрел идеальный молочный цвет и высокую прочность, несмотря на хрупкий вид. В настоящее время доля костной муки составляет до 60%. Сервизы из такого фарфора маркируются знаком «Narumi Bone China».
Такая посуда есть и в королевских домах. Некоторые сервизы ручной работы выпускаются небольшой серией, и сразу становятся раритетом. Широкое производство фарфора Наруми началось недавно. Его закупают для фешенебельных ресторанов, отелей. Компания Наруми сотрудничает с известными дизайнерами и художниками. Каждая новая серия посуды вызывает огромный интерес и сразу раскупается.