Домашняя, деревенская утварь, густо испещрённая разнообразными узорами в виде ромбов, квадратов, звёзд, крестиков, прерывистых, волнистых и продолговатых линий с геометрическим орнаментом, изображающими животных – всё это включает в себя мезенская роспись. Короба из бересты, прялки, доски, тарелки, ковши завораживают своим декором, напоминающим символические наскальные рисунки.
Мезенская роспись – история возникновения
Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.
В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.
Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.
Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.
В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.
Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.
В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.
Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.
Элементы и символика мезенской росписи
Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.
Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.
При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:
- прямая линия — показывает на земную твердь;
- косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
- волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
- многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
- спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.
Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.
Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:
- Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
- Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
- Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
- Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
- Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.
Техника выполнения
В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.
После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.
На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.
Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.
Мезенская роспись картинки
Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.
Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:
- толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
- деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
- вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
- следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
- далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
- фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
- после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
- затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
- в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
- после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
- в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.
На каком материале выполняется роспись?
В старину для росписи кухонной посуды использовали преимущественно берёзу из-за однородной гладкой древесины и высокой плотности.
Древесину пихтовых деревьев, обладающую более светлым тоном и приятным хвойным ароматом применяли для прялок.
В наше время на предприятиях используют не только деревянную основу.
Рисунок палащельской росписи наносят также и на ткани, и кожаные изделия применяя специальные акриловые краски.
Основные цвета в росписи
Мезенский декор рисуют в традиционных цветах палащельской росписи – красном и черном.
В древние времена для получения красного цвета приходилось смешивать собранный с берегов реки красный камень, растёртый мергель и смолу лиственницы. После нагревания в печи получалась краска нужного цвета.
Чёрный цвет добывали точно таким же способом, только вместо мергеля использовали сажу.
В настоящее время применяются различные краски, но в основном для росписи изделий используют гуашь и акрил.