История городецкой росписи и солнечных купав

Одним из ярких народных промыслов – является городецкая роспись. Зародилась она в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века в Нижегородской области, родине талантливых резчиков из дерева. Сочная роспись в лубочном стиле украшала предметы крестьянского быта, кухонную утварь. Купцы со всей России съезжались на нижегородскую ярмарку, там они закупали красочные деревянные изделия и развозили их по всем городам и весям.

История городецкой росписи и солнечных купав
Городецкая роспись

 

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом —  желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи, посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

Особенности росписи

История городецкой росписи и солнечных купав

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

  • Замалевок – для раскрашивания цветов и ягод используют охру, розовый, красный, бордовый, голубой, синий цвета. Для листьев – зеленый, иногда коричневый;
  • Теневка – синие и голубые детали оттеняют темно-синим, черным и коричневым тонами.
  • Разживка – делается роспись черным тоном и белым (оживка), изредка желтым на листьях и цветах.

Техника нанесения картинки

Роспись Городца это изображение на основе без покрытия в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть яркой оттеночной гаммы. Художник намечает карандашом узор, размеры, основные элементы. А опытные мастера без эскиза сразу рисуют красками. Светлыми тонами выделяют главные части композиции – подмалевка ( цветовые пятна, круги, контуры листьев), на них ставят густые мазки (теневка), рисуя детали (лепестки, линии одежды). Между большими деталями прорисовывают  бутончики, листики. Завершением служит нанесение оживки (белой) или разживки (черной) краски – делают точки и штрихи. После сушки на готовую вещь покрывают бесцветным лаком.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Стиль городецкого письма имеет особую насыщенность. Прежде всего – это жанровые бытовые сценки. Они отличаются условностью, декоративностью. Это реалистично-сказочный сюжет, при котором в обычные сценки выполняются в приеме гротеска – вычурные модные костюмы, идеализированные животные и жар-птицы. Роскошные пышные розаны, купавки и ромашки, выписаны нарядно и сочно, распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы – фигуры львов, оленей  и барсов, петуха в гротескной позе, сильного красивого коня в сказочном стиле.  Геральдика – парные изображения, расположены симметрично. Сюжет часто обрамляется занавесом с нарядным шнуром, соцветиями и букетами. Фон обычно зеленый, иногда красная киноварь, черный, подчеркивающие пламенное многоцветье росписи.

История городецкой росписи и солнечных купав

Элементы

Превалируют в росписи цветочные структуры:

  • Букет – симметричные изображения цветов с отходящими листьями. Крупные (три-пять) – на крышках, коробочках, шкатулках. Мелкие, из одного или нескольких соцветий, изображались на солонках, пасхальных яйцах, чашечках.
  • Гирлянда – тип букета. Один или два розана выписаны в средней части, от него отходят мелкие бутоны с листьями. Роспись иногда расположена серповидно, заключена в круг, полосу. Чаще используют на разделочных досках, тарелках, детской мебели.
  • Ромб – вид гирлянды. Один или два цветка в середине, мелкие бутоны с листьями, располагаются на вершинах ромба и его сторонам. Расписывают шкафчики, хлебницы, сундуки.
  • Полоса – выполняется издавна. Это мотивы цветов, разделенные листьями. Растения могут быть одной величины, но отличающиеся по оттенку; или одной гаммы, но разных видов. А также могут быть различными по рисунку, величине и цвету. Орнаментируют сферические предметы – сахарницы, вазы, конфетницы, бочонки и чайники.
  • Венок – тип полосы, соединяющейся по краю тарелки, подноса или крышки изделия. Существует огромное количество вариантов росписи.
История городецкой росписи и солнечных купав
Гирлянда – тип букета

Главные мотивы

Структуры с основными фигурами «конь» и «птица», постоянно встречаются  в городецком письме. Их часто используют для росписи на подносах, тарелках, хлебницах, ложках и лопатках.

Симметричные изображения – часто выписывают в центре гирлянды, например, по сторонам цветущего дерева. Иногда орнамент выписан симметрично, а птицы (фазан, павлин)  отличаются по цветовой гамме или расположены по-разному. При единичном изображении – конь или птица, симметрия обрамления может быть сохранена, а может нарушаться.

На комплекте из нескольких досок, симметричны боковые поверхности, хотя и условно. На них нанесена цветочная роспись, а иногда –  «петушок» и «курочка». Особенно нарядно и красочно выглядят картинки на блюдах, где точно виден центр композиции. Художники пишут их и на разноцветных фонах. Подарки с таким парным орнаментом, означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто дарят молодоженам, или на семейные памятные даты. Мотивы с  одним конем или петухом – символизируют посланника солнца, желание добра и успехов.

Сюжетная роспись

Очень сложным и потрясающе красивым рисунком в городецком письме, является роспись с сюжетом. Это могут быть сценки семейного застолья, праздничного танца, знакомства, катания на тройках, сказочные мотивы, картинки старинной или современной жизни. Горизонтальное декоративное панно, может состоять из одной или из трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда, остаются неизменными еще с девятнадцатого века. Драпированные шторы с кистями, колонны,  окна, настенные часы в центре, круглые столы.

Панно художники часто делят на зоны. Главный герой или герои – в центре горизонтальной поверхности  или могут располагаться в верхнем фрагменте по вертикали. Они отличаются от второстепенных персонажей размером, цветовой гаммой одежды. Всегда человек обращен лицом к зрителю. Несколько комнат в росписи отделяются шторами, цветочными гирляндами. Могут изображаться различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным. Есть панно, где встречаются два сюжета, со своими центрами и композициями, но объединенные друг с другом по смыслу.

В каждой росписи есть своя символика:  девушка на фоне березки – невеста, молодец на коне – жених. Подарки с такими мотивами делали с пожеланием найти вторую половинку.

История городецкой росписи и солнечных купав

Сценки свадьбы, застолья, семейного чаепития изображают с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками.  Такие сюжеты символизируют пожелание достатка и благополучия в семье. Тоже значение имеют складчатые шторы и центральные настенные часы.

На панно часто изображают деревенские гуляния – избы с резными наличниками и ставнями, колодцы с крышками, украшенными петухами и головами коней. Уличные сценки часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет – комната с застольем, а рядом бытовые сценки. Часто можно увидеть вид улицы, с домами, церковью, заборами и деревьями. Главные герои нарисованы большими по размеру, а под ногами – собаки, котята, цыплята. В любой росписи будут цветы, даже в  зимнем пейзаже. В традициях мастеров – подписанные работы или с народными пословицами, объясняющими и подчеркивающими смысл выписанного сюжета.

Роспись в современном мире

Вначале двадцатого века, городецкий промысел практически прекратил существование. Войны, революции, коллективизация и поголовное вступление в колхозы значительно сократило число мужчин мастеров-художников. Но как только жизнь стала налаживаться, за письмо взялись женщины. В тридцатые годы возникли первые мастерские, в пятидесятые – артель живописцев, сохранивших лучшие традиции городецкого письма.  В 1960 году в Городце открылась фабрика «Городецкая роспись». Сейчас на фабрике работают знаменитые мастера и занимаются обучением своих преемников.

 

Оцените статью
Все о посуде
Добавить комментарий

Adblock
detector