Тайна китайского фарфора

Есть старинная легенда о китайском Святом Крестьянине, родоначальнике земледелия и гончарного промысла. Он жил в 2800 годах до нашей эры и учил крестьян пахать землю и изготавливать глиняную посуду. В истории говорится, что люди тогда уже знали, что такое огонь и первая глиняная посуда пришлась им по душе. Вскоре они заметили, что глиняные чашки, побывавшие в огне – становятся крепче, тверже, не пропускают воду. Так зародилась керамика. Китай – стал родиной фарфора.

Китай – стал родиной фарфора

История китайского фарфора

Несмотря на мировую известность – в Китае большинство керамических изделий сделано из фаянса: посуда, сувениры, кухонные приспособления. Тонкий фарфор в древности предназначался для скульптур, статуэток. Слово фарфор – в китайском языке означает собирательный термин, им обозначают все изделия из керамики.

  • Первые старинные керамические предметы нашли на юге Китая, их изготовили примерно 20 тысяч лет назад. Они были самими простыми и без орнамента.
  • Первые скульптуры из настоящего фарфора изготавливались в правление династии Хань. На это указывает качество материала, подвергшееся высокотемпературному обжигу.
  • Первый цветной китайский фарфор принадлежит эпохе Суй, трехцветная керамика подвергалась обжигу при низких температурах, с добавлением различных смесей.
  • Посуда с росписью под глазурь, стала появляться при династии Сун. Тогда стали широко известны печи для обжига. Это период украшения керамики драгоценными камнями, эмалями и дорогими металлами.
  • Синяя глазурь была прославлена при династии Мин. Лучший китайский фарфор тогда имел императорский кобальтовый цвет и обилие золотой отделки.
  • Мир узнал тайну изготовления китайского фарфора в период династии Цин. Сначала ее выкрал французский шпион. А потом один из императоров в мемуарах детально описал процесс производства посуды. С этого периода мастера многих стран пытались создать свой фарфор.

Особенности изготовления фарфора

Китайцы считают, что настоящий фарфор должен быть тонким, как лист бумаги, прозрачным, как слеза и звонким, как удар гонга. Цвет тоже имел свои особенности, он мог быть  – голубой, как небо, омытое дождем; зеленый, как самый дорогой нефрит и белый, как первый снег.

Высокого качества мастера добивались с помощью каолина – белой глины и «фарфорового камня», растертого до состояния невесомой пудры.

Полученная масса оставлялась до созревания – на десятки лет. Потом, получившая особую пластичность масса отбивалась до нужного состояния, после этого обжигалась в печи при высокой температуре. И приобретала водостойкость и особую прозрачность.

Производство

Приготовленная таким способом фарфоровая масса, помещалась во вращающуюся форму, частицы оседали на стенках, лишнее выливали для следующего использования. Затем содержимое форм аккуратно вынимали и подсушивали.

Полученный слепок помещался в заготовку — глиняный сосуд, сделанный вручную мастером. Предметы делали двумя способами: сразу вытягивали нужную толщину – это требовало особого мастерства. Или оставляли больший размер, а лишнее обрезалось. Затем заготовку со слепком подвергали обжиганию в специальных печах.

Обжиг

Твердый китайский фарфор, обладающий особой прочностью – получается при высокой температуре. Максимальная температура – 1300 оС, изделия выдерживают в печи 10 часов, затем постепенно дают остыть, в течение еще пяти часов. Потом осторожно приоткрывают дверцу, и остужают до 200оС.

После такой температурной обработки – глазурь на изделии приобретает прозрачность, глянцевый блеск и особую прочность.

Чтобы добиться идеального обжига – мастер постоянно контролирует процесс. Он определяет нужную температуру обжига – по цвету огня, постоянно приоткрывая заглушки. На качество влияет влажность, направление ветра, погодные условия и время года.

Декор

В самом начале фарфор не подвергался декорированию. Китайцам нравилось любоваться строгими формами изделия, особым блеском, плавностью линий. При династии Юань из Персии привезли первые расписные изделия и китайский фарфор стали украшать узорами.

Сейчас подготовленную заготовку подогревают до 200оС, покрывают эмалью и дают подсохнуть. Затем юные девушки, тончайшими иголочками наносят рисунок на изделие. После чего струей воздуха удаляют остатки эмали и опять ставят на обжигание.

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае. Затем она вошла в моду в Голландии, а во времена Петра 1-го, о ней узнали мастера Гжели, где она стала визитной карточкой. Но китайской особенностью, были однотонные глазури без рисунков с различными эффектами.

«Ползучие цветы» — тончайший вид резьбы, относящийся к традиционной росписи. Особенно часто встречается на китайских чайных фарфоровых сервизах.

Китайское барокко – известный вид традиционной живописи.

Каждый художник обычно воспроизводит один-два сюжета, и многочисленные вариации на них. Поэтому заводы и мастерские часто используют приглашенных специалистов, для определенных заказов.

Виды и формы посуды

Встречаются самые разнообразные по виду, форме и расцветке, изделия из китайского фарфора. Есть термин «фарфоровое семейство» — он получил название от цвета преобладающей краски в общей гамме изделия. Чаще всего это розовые, черные семейства, но встречаются зеленый, голубой, желтый.

Оттенок морской волны – возник сначала, как имитация нефрита. Появился еще до нашей эры. Изделия однотонные, без росписи, с переливчатой глазурью. Иногда украшены рельефами.

Оттенок морской волны – возник сначала, как имитация нефрита

Белый без росписи – самый старый вид фарфора, изготовлялся еще на заре производства, при династии Сун. Есть – цинь-бай (чисто-белый), иногда его украшали голубой или зеленой глазурью, инкрустацией золотом и бронзой, лепным декором. Дехуа – фарфор с оттенком сливок. Его называют «сверкающей жемчужиной», он пользуется популярностью у коллекционеров.

Белый без росписи – самый старый вид фарфора

Бело-синий фарфор – наиболее известный и распространенный по всему миру с начала 12 –го века. Роспись кобальтом по белому костяному телу фарфора, кобальтовая сетка – много веков вызывает заслуженное восхищение работой китайских художников.

Бело-синий фарфор – наиболее известный и распространенный по всему миру

Санкай (трехцветный) – фарфор покрывали тремя глазурями разных цветов – желтого, кремового и зеленого. На сыром изделии вырезали орнамент, затем обжигали при высокой температуре, затем расписывали и опять обжигали, но уже при низкой температуре. Допускались черный и белый фон. А позже – синий.

Санкай (трехцветный) – фарфор покрывали тремя глазурями разных цветов

Пятицветный фарфор эпохи Цинь – добавки красителей в подглазурную роспись, помогали создать настоящие шедевры. И сейчас в современных коллекциях, зарубежных музеях можно увидеть посуду, расписанную узорами в виде пейзажей, китайских драконов, цветов.

Пятицветный фарфор эпохи Цинь

Инь и янь в китайской посуде

В Китае знают, что вкус чая из чашек разной формы – имеет разный вкус.

Инь – невысокая широкая чашка,  для жаркой погоды. В такую погоду  хочется, чтобы чай быстрее остыл.

Янь – узкая и высокая. Ароматный и крепкий чай в такой чашке долго остается теплым.

Истинные ценители стремятся заполучить чайную пару инь и янь, и радоваться любимому напитку круглый год.

Инь и янь в китайской посуде

Роспись китайского фарфора

  • Декорирование – современный вариант – картинка печатается на клеящем основании, затем переносится на изделие, после чего обжигают.
  • Подглазурная роспись – китайский фарфоровый сервиз, после первого обжига обрабатывается красителями. Затем второй раз ставят в печь при еще большей температуре. Рисунок затуманивается, краски приглушаются.
  • Надглазурная роспись – эмаль сначала закрепляют, потом изделие раскрашивают, а затем подвергают обжигу при низких температурах.
  • Гравировка, клеймо – вручную или лазерное, применяется на заводах. Закрепляется глазурью и подвергается нагреву в печи.

Жанры живописи

Фигурки людей, сюжетные сценки, портреты знаменитостей. Иногда с надписями.

Изображение птиц, животных, реальных и мифических (драконы).

Растения, плодовые и цветочные орнаменты.

Аллегорические – пионы – символ весны, цветы – красивые женщины, Лотос – лето и так далее.

Рисовые зерна

Вид декорирования фарфоровых изделий. Для этого в заготовке пробивают отверстия, которые потом заливают глазурью. Очень сложная работа. Малейшая неточность приводит к браку. Затем посуду обжигают. В небольших мастерских все обрабатывают вручную. На заводах используют пескоструйные установки. Готовые изделия покрывают светящиеся пятнышки – рисовые зерна.

Рисовые зерна

Производители

Фарфор «Royal Aurel» — китайский сервиз отличается уникальной белизной и изящным дизайном.

Fine Bone China – настоящий костяной фарфор – в интернет-магазинах можно заказать тарелки, прекрасный кофейный сервиз, купить по доступным ценам.

Фарфор «Royal Aurel»

Посуда Lefard – пользуется постоянным высоким спросом у истинных ценителей. Китайский сервиз Лефард декорирован золотом и серебром, используется эмаль и стразы.

Посуда Lefard

Старинный китайский эротический фарфор – вазы, статуэтки, тарелки – антиквариат ценителям в коллекцию.

Эротический фарфор

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector