В 1717 году Пётр I, совершая дипломатический визит в Саксонию, получил в подарок от правителя Августа II коллекцию статуэток из фарфора Мейсенского завода.
С этого момента у царя возникла идея к развитию керамической промышленности в России.
Невская порцелиновая мануфактура
В 1723 году был издан указ, о предоставлении льгот промышленникам, которые сумеют в России не из привозных материалов из-за границы, воспроизвести изделия, подобные китайскому и саксонскому фарфору. Однако, их попытки так и не увенчались успехом. Качество посуды все равно не удовлетворяло королевскую знать. При правлении Елизаветы Петровны также пытались раскрыть секрет фарфора.
Лишь только в 1753 году горному инженеру Д. Виноградову удалось получить рецепт «самобытного русского» фарфора. Этому способствовало полученное во Фрайбурге образование и практическое познание на шахтах и рудниках горных пород. Первой его удачной работой была чаша с виноградной лозой.
Затем следуют ещё несколько видов табакерок: в виде комода, с изображенными собаками на крышке, в форме яблока с надписью «Пастух и пряха» и обедающих барышень.
Из-за ранней кончины великого мастера сохранилось очень мало его работ, порядка всего 9 экземпляров, которые хранятся в музее Эрмитаж.
Несмотря на безупречное качество керамики, императрица Елизавета всё равно предпочтение своё отдавала зарубежным производителям.
Императорский фарфоровый завод
Лишь только с приходом Екатерины II стали обращать внимание на отечественный фарфор не только как на предмет роскоши и восхищения, но также как на источник получения дохода.
C 1765 года Невскую порцелиновую мануфактуру переименовывают в Императорский фарфоровый завод.
Начинается эпоха развития в художественной росписи фарфора. Под руководством скульптора Я. Рашета, создаются вазы в стиле классицизм, по личному заказу императрицы выпускаются: серия фигур «Народы мира», сервизы «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский». Их отличительная черта – в состав входит большое количество предметов, порядка 1000 наименований в каждом.
А также налажено производство по выпуску фарфоровых статуэток. В моду входят чайные пары на две персоны — “дежене”. Завод приобретает известность не только в России, но и за рубежом.
В период правления Александра I выпускаются тематические барельефы и тарелки «Отечественная война 1812 года», а также парадный сервиз «Гурьёвский».
Изделия этого времени выполнены в стиле ампир, с характерным дорогим декором и орнаментом, c соблюдением симметрии в формах росписи, в них чувствуется французский манер художников А.Адама, Г. Моро, Ж. Свебаха.
Завод в XIX веке
Роспись изделий из фарфора в эпохи правлений от Николая I до Александра III существенно не менялась, им характерны историзм и русский стиль.
Роскошные напольные вазы, расписанные золотом и живописью полотен известных художников, предметы интерьера. Выпускаются сервизы с изображением коронованных особ: «Этрусский», «Коронационный», «Готический». По эскизу художника Ф. Солнцева изготавливается набор «Кремлёвский» для использования только в особых торжественных случаях.
Этому периоду характеры многие нововведения.
Начинают применять метод «выделка терракоты» для выпуска статуэток, а также разноцветные глазури и живопись по кобальтовому фону. Мировая известность фарфоровых коллекций продолжает расти.
По распоряжению Николая II завод оснащают новым оборудованием.
Привлекаются художники и скульпторы: К. Смолов, Л. Бакст, В. Серов и многие другие. Меняется и техника росписи. На смену приходит модерн в неорусском стиле. Выпускаются разнообразные декоративные тарелки и пасхальные яйца.В эти годы продажа дорогих фарфоровых изделий частным лицам была запрещена. По приказу Александра III заказы от императорского дворца выполнялись в двух экземплярах.
Один отдавался заказчику, второй – в музей.
Эту традицию сохранили и в эпоху СССР.
Советские времена
В 1917 году Императорский завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод. Революционный дух витал везде. Выпускаются серии тарелок и блюд «агитационного фарфора» с лозунгами и пропагандой: «Красная лента», «Большая звезда под снопом», «Красный флаг» и многие другие. Основы этого стиля разработал и внедрил С. Чехонин, назначенный художественным руководителем.
В 1925 году завод был снова переименован в Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова.
В это же время известный скульптор Н. Данько, воплотила агитационный дух в свои скульптуры: «Вышивающая знамя», «Милиционерша», «Гадалка», «Шпана».
А её авторский шахматный набор «Красные и Белые» — произвёл фурор среди истинных ценителей и коллекционеров.
Завод в военное время
В годы Великой Отечественной войны на месте производства располагалась воинская часть, в работе оставалось всего несколько цехов, остальные были полностью переквалифицированы для нужд фронта. Блокада Ленинграда также нанесла непоправимый урон и коллективу завода. В это время создаётся легендарная «Кобальтовая сетка», придуманная художницей А. Яцкевич. Предположительно этот узор олицетворяет трещины на льду и золотые снежинки на Невском заливе – “Дорога жизни”.
Незатейливые узоры, симметрично переплетённые между собой и скреплённые золотой мушкой — до сих пор являются визитной карточкой предприятия. Изготавливается более 100 видов посуды этой росписи.
Завод после Великой Отечественной Войны
В послевоенные годы Великая победа внесла новый этап в развитие.
Тема плодородия и природы особо чувствуется в росписи фарфоровых изделий: чайные сервизы «Ромашка», «Коралловый горошек», «Красный тюльпан». Используется подглазурный кобальт с надглазурной росписью, создаются новые сервизные ансамбли. Одним из самых запоминающихся считается “Ленинград”, разработанный художником Л. Лебединской и скульптором С. Яковлевой.
В 1950-1960-е годы время разножанровой тематики в фарфоре.
Материнство и детство, персонажи и герои любимых сказок, особо ярко это отслеживается в коллекции скульптур авторов Г. Столбовой, С. Велиховой, И. Венковой, И. Воробьёва.
Одними из самых известных работ этого периода являются: фарфоровая статуэтка «Юный пограничник», «Мальчик с собакой», «Юная балерина». Этот период также охарактеризован модернизацией цехов и открытием нового с трёх туннельными печами, устанавливается электропечь для обжига декорированных изделий.
Разработана технологом В. Стримайтис и впервые применена шелкотрафаретная печать, позволяющая наносить различные надписи и изображения без использования ручного труда. А также впервые начат выпуск изделий из костяного фарфора. Построено новое здание. Разработаны литьевая машина и двухканальная печь для обжига. Изделия получаются необыкновенной белизны и тонкости.
Однако, авторский фарфор уходит на второй план, уступая своё место огромным тиражам посуды, чайных сервизов, мини-статуэток.
Постсоветский период
Это самое “тёмное” время за всю историю существования предприятия.
В 1900-е годы художники продолжали трудиться несмотря на сложное финансовое положение на заводе.
Однако, в 1998 г. главный символ «Кобальтовая сетка» и торговая марка «ЛФЗ» были проданы иностранным учредителям.
Этим заинтересовалась Прокуратура, потребовалось почти четыре года, чтобы урегулировать данную обстановку. В течение этого времени производственные линии были остановлены.
Завод в наше время
С ноября 2002 г. начинается новый успешный виток в развитии. Владельцами стали супруги Цветковы, которые полностью модернизировали фабрику. Открыли отдел по разработке маркетинговых программ. Сегодня ассортимент невероятно широкий и разноплановый.
Одним из последних в представленной новогодней коллекции, является сервиз «Азур».
Лаконичный, стильный, притягательный и утончённый — всё это в нём собрано воедино. Атакже на заводе открыта линия по выпуску посуды для ресторанного бизнеса.
Клейма
Отец русского фарфора Д. Виноградов ставил клеймо синей подглазурной краской в виде первой английской буквы своей фамилии, иногда проставлял и год выпуска изделия.
Реже встречаются обозначения с двуглавым орлом, написанные чёрной надглазурной краской или вдавленные в массу.
В период правления Екатерины II клейма написаны синей подглазурной краской или золотой надглазурной.
Выглядят в виде первой буквы имени и римской цифры.
Самыми живописными считаются печати царей Николая II и Александра II. Сверху первую заглавную букву имени украшает корона. Отличаются только цветом нанесения краски. Николай II отдавал предпочтение синей подглазурной, Александр II – зелёной такого типа.
Клейма ГФЗ просты и однообразны – выставлялся только год.
Аббревиатура ЛФЗ на клейме, расшифровывалась, как Ленинградский фарфоровый завод.
Их можно было прописывать как слитно, так и раздельно.
В зависимости от сорта фарфора применяли три вида краски: первый сорт – красная, второй – синяя,третья – зелёные.
В наше время завод ставит клеймо в виде орла с годом основания завода, надписью на английском языке «Императорский фарфор из Санкт-Петербурга».