Фарфор Гарднера в Вербилках — элегантная классика

К началу 18-го века, правители многих стран мечтали производить собственный фарфор. Хотел этого и Петр I. Он посещал фабрики, интересовался секретами производства, подсылал агентов, и приглашал опытных мастеров в Россию. Знаменитые Петровские трубки, предметы обихода, гербовые вазы – до сих пор многие фарфоровые изделия привезенные императором из-за границы, хранятся в музеях.

Китайские изделия называли  - «фахфур»

В русский язык наименование фарфор пришло из Персии. Там китайские изделия называли  — «фахфур». Англичане говорили – порслин, он итальянского –порчеллино (поросенок).

Это забавное название произошло от цвета розового семейства китайского фарфора. Итальянцы стремились узнать, каким образом китайцы придают глазури нежно-розовый цвет. Китайцы загадочно говорили, что в состав добавляют кровь  девственниц, от этого масса приобретает такую окраску. Но итальянцы подозревали, что весь секрет – в морских раковинах, тоже называемых порчеллино, добавляемых в керамику.

История мануфактуры

Мечту Петра I-го о собственном фарфоровом промысле, воплотила его дочь – Елизавета. Шведский мастер Христиан Гунгер с русским помощником Дмитрием Виноградовым пытались наладить выпуск отечественных изделий из гжельской глины. Дело не заладилось, и Гунгер получил отставку.

Виноградов самостоятельно продолжал опыты, пока не создал белый и прозрачный материал. Его первой работой и визитной карточкой стала чашка с росписью виноградными кистями.

Ученый открыл мануфактуру из отечественного сырья, фарфор по качеству не уступал знаменитому саксонскому и китайскому оригиналу. Вначале это были мелкие изделия – трубки, чашки, пуговицы. Через несколько лет Виноградов построил и успешно испытал большой горн для обжига. Теперь на мануфактуре  появились и крупные изделия.

Там был изготовлен первый императорский столовый сервиз, которому Елизавета назвала «Собственный».

При Екатерине II Мануфактура стала «Императорским фарфоровым заводом», заведовать им назначили князя Вяземского. Производство постоянно расширялось, умелые мастера создавали все больше новых форм, доходы неуклонно росли. Тогда же появился знаменитый парадный «Арабесковый» сервиз, расписанный мотивами Древней Греции. В Москве производством мелких фарфоровых изделий занималась фабрика Гребенщикова.

Период Ф. Гарднера и потемкинские чашки с бриллиантами

Франц Гарднер – обрусевший выходец из Англии, перебравшийся в Россию и мечтавший разбогатеть. Он пробовал заниматься лесной промышленностью, производством сахара. Постепенно породнившись со знатными дворянскими семействами, через браки детей – решил перебраться в Москву. Он давно хотел открыть собственное фарфоровое производство, помог случай. К тому времени умер заводчик Гребенщиков, фабрику закрыли. А родной брат Гребенщикова, сел в тюрьму за долги. Узнав об этом, Гарднер пообещал заплатить всю задолженность, за фамильный секрет состава фарфорового сырья. Он выполнил обещание, а Андрей Гребенщиков возглавил предприятие. Сначала выпускали мелкие изделия – пуговицы, курительные трубки, посуду, но впоследствии, когда Гарднер нашел в Малороссии подходящее сырье, в Дмитровском уезде была открыта фабрика.

Есть история, о том, как тщеславная императрица потребовала у Потемкина накрыть праздничный стол в честь ее именин, чтобы он оказался роскошнее, чем стол падишаха из «Тысячи и одной ночи».  Светлейший справился с заданием. Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами, на десерт он приказал поставить чашечки тончайшего фарфора, наполненные бриллиантами. Фарфор был приобретен на фабрике Гарднера.

Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами

В подарок Екатерине Гарднер на своей фабрике создал коллекцию, посвященную русско-турецкой войне. Затем восхищенная прекрасным подарком императрица, сделала заказ на три орденских сервиза – святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.

После смерти Франца Гарднера дело продолжили сыновья. Фабрика «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» считалась лучшей в России. За высокое качество была дарована милость гравировать на фарфоре Государственный герб России.

Период Кузнецова

В 1892 году приходившее в упадок производство, купил Матвей Кузнецов и дал название —  «Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». С этого начался новый расцвет вербиловского фарфора. Кузнецовым был куплен не только гарднеровский завод, он приобрел и торговую марку  gardner, его историю, поставщиков и клиентов. До самой революции 1917 года, на уже кузнецовский фарфор, ставилось клеймо Гарднера.

Советское время

После революции в моде бала «агитационная» тематика. Стала появляться посуда не только высшего, но и среднего качества. Продукцию фарфорового завода, переименованную в «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках», с удовольствием покупали и жители Советского Союза, и зарубежные гости. В 1937 г. на выставке в Париже дмитриевский фарфор был удостоен Большой Золотой медали. Высокое качество и мастерство художников Вербилок было непревзойденным.

Настоящее время

После развала Советского Союза фабрику переименовали в «Фарфор Вербилок», открылось предприятие «Промыслы Вербилок», где выпускают изделия ручной работы с живописью по фарфору. До сих пор фабрика «Мануфактуры Гарднер» выпускает фарфор высшей категории. Несколько линеек современной продукции, изготовленные по классическим образцам 19-го века, не уступают по качеству и элегантности антиквариату.

Мануфактура Гарднер

Вербилки фарфоровый завод

Дмитровский завод – это не просто фарфоровое предприятие. Это сокровищница традиционных ценностей, бережно передаваемых следующим поколениям. Каждый мастер соединяет старинные секреты с новейшими технологиями, и создает шедевры искусства. Фарфоровые изделия известны далеко за пределами нашей страны, они есть в частных коллекциях, и представлены в музеях всего мира.

Для вербиловской посуды используют два вида декора:

  • Рельефный – углубляется в поверхность с помощью гравировки, перфорации или завышением. Изделие обжигается либо сразу, либо рельеф (цветочки, листики, фигурки) обжигается отдельно, а затем наклеивается.
  • Роспись – красочный декор художники выполняют надглазурным способом или подглазурным.

Основной способ декорирования – деколь. Часто изделия расписываются краской с добавлением золота.

Клейма по годам

До революции у продукции вербиловского завода было клеймо Гарднер.  Это была не только фамилия, но и эталон качества, под которым его знали не только в России, но и за границей. После революции фабрика была национализирована, в клеймах ДФЗ стали изображать серп и молот. С периода пятидесятых годов и до сих пор  – стилизованная голова лося и буква В. С начала девяностых в печать клейма стали вносить год основания – 1766.

Красное клеймо – означает первый сорт изделия, зеленое – второй.

Мастера и художники

Клоун

В тридцатых годах в ДФЗ стал работать известный скульптор Орлов. Широкую известность приобрели его работы «Конек-горбунок», «Клоун».

После войны, Чечулина, с ее сервизом «Битва за Родину». Деморей расписывала орденские наборы посуды – «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов».

В пятидесятые вербиловский фарфор прославляли коллекции Ганрио, Лопотухиной (Адмиралтейский), Цветковой (Гвоздики), Золотова (Татьяна).

Горлов и его скульптуры «Бизон», «Генерал Топтыгин», «Зебра» известны многим.

Промыслы Вербилок

Это фарфоровые изделия, выпускаемые на дочернем предприятии фабрики «Мануфактура Гарднер». Здесь сохраняются старые традиции, гарднеровский фарфор изготавливают по дореволюционным технологиям вручную. Роспись тоже только ручной работы, тонкими беличьими кисточками.

Многообразие тематик фарфора Вербилок на посуде

Стиль фарфора, изготовленного на фабрике Гарднер, всегда соответствовал моде эпохи, в которую выпускался.

В восемнадцатом веке – пышный и помпезный стиль ампир. Сервизы украшали  яркими цветочными букетами ( чаще розы и тюльпаны), вазы в виде цветочных корзин, чашки и блюда, с выгравированными вензелями владельцев и императорскими, для подарков придворным фаворитам. Скульптурные статуэтки пастухов и пастушек, крестьян и горожан, одетых по последним модам. Церковная утварь – подсвечники, лампады, паникадила и чаши.

В девятнадцатом веке были в моде жанровые сервизные серии – разговаривающие ремесленники, сценки из крестьянского быта, персонажи из книг. Выпускались наборы к памятным датам – сервизы с росписью эпизодов Бородинской битвы, коллекции «барышня-крестьянка» – изображения женщин из всех слоев общества в характерных нарядах разных эпох. Популярностью пользовались статуэтки в виде животных и птиц.

После революции, на посуде и сувенирах появились надписи, призывавшие вступать в колхоз, агитирующие за мировую революцию, портреты Калинина и других партийцев, рабочих и колхозников.

Тридцатые годы прославили сервизы из серии «Русский орнамент», цветочные мотивы, портреты женщин Советского Союза. Скульптурные композиции из сказок и былин.

В послевоенные годы на посуде изображали героев Советского Союза, портреты маршалов на фоне кремлевской стены, танки и самолеты, героев труда. Была расписана серия сервизов – полководческие ордена, «Битва за Родину».

В настоящее время гарднеровский фарфор представлен в самых разнообразных гаммах и мотивах. Особенным интересом пользуются  сервизы с жанровыми сюжетами, пейзажами; детские наборы – с росписью стилизованных изображений животных, сказочными героями.

гарднеровский фарфор 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector